Общий трудовой стаж в пенсионном обеспечении

    0
    160

    Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан РФ

    Реформа российского пенсионного законодательства 2013 года привела к изменению юридического значения страхового стажа, а также содержанию периодов, засчитываемых в страховой стаж. По общему правилу, юридическое значение в системе пенсионного обеспечения придается общему, или смешанному, страховому стажу, т.е. исчисляемому вне зависимости от характера трудовой и иной деятельности, за которую подлежали начислению и уплате страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.

    Впервые общий страховой стаж приобрел юридическое значение в системе пенсионного обеспечения граждан в 2001 году. Однако понятие «страховой стаж» было введено в российское законодательство еще в 1996 году Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 14.- Ст. 1401. Закон о трудовых пенсиях закрепил наличие страхового стажа общей продолжительностью не менее 5 лет в качестве одного из условий обеспечения трудовыми пенсиями по старости.

    Напомним, что под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

    При этом согласно ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж граждан РФ включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими на территории РФ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Если граждане РФ работали за пределами страны, данные периоды включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае добровольной уплаты ими страховых взносов в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    В силу ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях наравне с периодами работы и (или) иной деятельности в страховой стаж засчитываются периоды:

    — прохождения военной и другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

    — получения пособия по обязательному социальному страхованию при временной нетрудоспособности;

    — ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности (ранее период ухода не мог быть более 4,5 лет);

    — получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

    — содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

    — ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

    — проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;

    — проживания за границей супругов работников, направленных в консульские учреждения РФ, дипломатические и другие представительства РФ за границей и международные организации, Перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности;

    — период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

    При этом периоды, предусмотренные ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях, засчитываются в страховой стаж, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 Закона о страховых пенсиях.

    В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. ст. 11 и 12 Закона о страховых пенсиях, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

    Что касается страховых периодов за предыдущие годы, то в силу ч. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу указанного Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Собрание законодательства РФ.- 2014.- № 41.- Ст. 5545. (далее — Правила), по выбору застрахованного лица.

    Согласно Правилам периоды работы, иной деятельности и иные периоды подтверждаются документами, оформленными на бумажном носителе, либо электронными документами.

    При этом периоды работы подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Если сведения учета содержат не всю информацию о периодах работы, они подтверждаются:

    1) трудовой книжкой. Если трудовой книжки нет, а также если в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение последних принимаются письменные трудовые договоры, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы;

    2) трудовой книжкой членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве, записи в которой удостоверяются органом местного самоуправления, и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей;

    3) письменным трудовым договором, оформленным по трудовому законодательству, действовавшему на день возникновения соответствующих правоотношений, — если трудовая книжка вообще не велась;

    4) гражданско-правовым договором, оформленным по гражданскому законодательству, действовавшему на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей — при выполнении работ или оказании услуг по такому договору. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия гражданско-правового договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. Если срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода внесения обязательных платежей;

    5) авторскими или лицензионными договорами (при выполнении такой работы) и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей;

    6) трудовым договором или договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг физическим лицам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и др.) и которые зарегистрированы в профсоюзных органах, и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей;

    7) договором между пастухом и коллективом граждан — владельцев скота (с отметкой об его исполнении) до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера.

    Следует иметь ввиду, что периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.) и восстановить их невозможно или по другим причинам. Порядок подтверждения периодов работы установлен в разд. V Правил.

    Периоды иной деятельности лица также подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия сведений или неполноты сведений периоды иной деятельности подтверждаются:

    1) документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей — для подтверждения периодов индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных советов народных депутатов, периодов трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 01.01.1991. Указанные периоды (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 01.01.1991 подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей;

    2) свидетельством об уплате ЕНВД для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами, — для подтверждения периодов осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальный предприниматель платил единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим УСНО, уплачивалась стоимость патента, подтверждаются до 01.01.2001 документом территориальных органов ПФР, а с 01.01.2001 — документом территориальных налоговых органов по форме согласно Приложению 1 к Правилам;

    3) документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей — для подтверждения периодов деятельности в качестве:

    — глав крестьянских (фермерских) хозяйств;

    — частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой;

    4) документом соответствующей общины и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей — для подтверждения периода деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    5) справкой организации об уплате обязательных платежей с суммы вознаграждения за созданное произведение — для подтверждения периодов творческой деятельности.

    Периоды иной деятельности, которая выполнялась гражданами, в отношении которых законодательством РФ установлены обязательства по уплате обязательных платежей по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального органа ПФР об уплате обязательных платежей.

    Иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, которые засчитываются в страховой стаж, подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. При отсутствии каких-либо сведений или наличии неполных сведений периоды подтверждаются следующими документами:

    1) военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения военной или другой приравненной к ней службы;

    2) документом работодателя либо территориального органа ФСС о периоде выплаты пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности работника;

    3) свидетельствами о рождении, браке, смерти, паспортом, справками жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста 1,5 лет, документами от работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и другими документами, подтверждающими период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им указанного возраста;

    4) справкой службы занятости населения по форме Приложения 2 к Правилам — для подтверждения периода получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда или переселения по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства;

    5) документами учреждения, исполняющего наказания, — в подтверждение периода отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей; документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданным в установленном порядке;

    6) документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей, — периоды содержания под стражей лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке. Эти периоды засчитываются в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке;

    7) документами ОВД и документом о реабилитации — в подтверждение периода пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) либо пребывания под надзором с ограничением прав и свобод;

    8) решением органа, отвечающего за пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно Приложению 3 к Правилам и документом, удостоверяющим факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов), — для подтверждения периода ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или лицом, достигшим возраста 80 лет.

    При этом факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. А в качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт и др.;

    9) справками воинских частей (иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно Приложению 4 к Правилам — для подтверждения периода проживания супругов военнослужащих, имевшего место до 01.01.2009. Если данный период имел место после 01.01.2009, также прикладывается справка из службы занятости;

    10) справками государственных органов (организаций), направлявших сотрудника за границу для работы в представительствах и консульствах (по форме Приложения 5 к Правилам).

    Закон о страховых пенсиях в качестве условия назначения страховой пенсии по старости предусматривает наличие не менее 15 лет страхового стажа. В целях адаптации граждан к новому правовому механизму законодателем предусмотрен поэтапный переход к новым требованиям (приложение № 3 к Закону о страховых пенсиях). Продолжительность общего страхового стажа также учитывается при определении права федеральных государственных гражданских служащих и граждан из числа работников летно-испытательного состава на назначение доли страховой пенсии по старости. Так, для назначения доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, указанные категории граждан должны иметь не менее 12 полных месяцев страхового стажа (работы и (или) иной деятельности) после назначения пенсии за выслугу лет.

    Тем не менее продолжительность общего страхового стажа по-прежнему не учитывается при обеспечении страховыми пенсиями по инвалидности и по потере кормильца. Для их назначения достаточно наличия хотя бы одного дня страхового стажа Менкенов А.В. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации / А.В.Менкенов // Социальное и пенсионное право.- 2015.- № 3.- С. 23 — 26..

    Полагаем, что гарантированность выплаты страховых пенсий по инвалидности и случаю потери кормильца, по сути, независимо от предшествующей трудовой деятельности и размера внесенных страховых платежей придает им оттенок помощи нуждающимся Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В.Лушникова, А.М.Лушников.- 2-е изд. доп.- М. Юстицинформ, 2009. С.159. Если в отношении трудовых пенсий по потере кормильца отказ от учета трудового стажа работы еще можно понять, то ситуация, когда лицо, ставшее инвалидом, например, в возрасте 59 лет, фактически при отсутствии какого-либо стажа работы получает право на трудовую пенсию, представляется нам явно несправедливой. В свете вышесказанного, полагаем целесообразным согласиться с А.В.Менкеновым, считающим, что обеспечение инвалидов, практически не имеющих страхового стажа, должно производиться вне рамок системы обязательного пенсионного страхования Менкенов А.В. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации / А.В.Менкенов // Социальное и пенсионное право.- 2015.- № 3.- С. 23 — 26..

    Считаем целесообразным предусмотреть зависимость права на страховые пенсии по инвалидности от продолжительности страхового стажа, требования к которому должны быть дифференцированы в зависимости от возраста наступления инвалидности, а пенсионное обеспечение инвалидов, не имеющих права на страховую пенсию по инвалидности, путем назначения соответствующей социальной пенсии.

    Помимо общего страхового стажа юридическое значение в системе пенсионного обеспечения имеет специальный страховой стаж, который может быть определен как периоды трудовой деятельности на рабочих местах с особыми условиями, в особых природно-климатических условиях или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения: дисс. канд. юрид. наук.- М. 2013. С.81. Действующее пенсионное законодательство позволяет включать в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовых пенсий, лишь периоды определенной трудовой деятельности, за которые уплачивались страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 28.- Ст. 2872 (Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665). Таким образом, стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Закону о страховых пенсиях, может быть квалифицирован как специальный страховой стаж.

    Длительное время российское пенсионное законодательство не предусматривало уплаты за застрахованных граждан, работавших в особых условиях, дополнительных страховых взносов. Результатом этого являлось перераспределение дополнительной финансовой нагрузки, связанной с досрочным назначением таких пенсий, на пенсионную систему в целом. Как отмечает В.М. Долотов, такая ситуация позволяла работодателю, имевшему неудовлетворительные условия труда, но не несущему финансовой ответственности за досрочные пенсии, решать вопросы укомплектования рабочей силой производств с вредными и опасными условиями труда, не принимая радикальных мер по улучшению условий труда Долотов В.А. Досрочные пенсии в Российской Федерации: Учеб. Пособие / В.А.Долотов.- Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2005. С.7..

    Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2012.- № 50 (ч. 5).- Ст. 6966. с 1 января 2013 года были введены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей, имеющих неблагоприятные условия труда. В этой связи начисление и уплата дополнительных страховых взносов стали условием зачета соответствующих периодов работы с 1 января 2013 года.

    Тем не менее остается неурегулированным вопрос финансирования периода досрочной выплаты трудовых пенсий тем льготным категориям работников, в отношении которых дополнительные тарифы не установлены (категории, перечисленные в подп. 1, 19 — 21 п. 1 ст. 30, ст. 31 Закона о страховых пенсиях). К их числу, в частности, относятся лица, работающие в районах Крайнего Севера, граждане, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческую деятельность на сцене, в театрах или театрально-зрелищных учреждениях.

    Закон о страховых пенсиях сохранил преемственность с ранее действовавшим законодательством. Так, сохранен общий подход к определению содержания страхового стажа как совокупности страховых и нестраховых периодов.

    К первым относятся периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, т.е. лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию.

    Ко вторым — периоды, не являющиеся страховыми, но в силу социальной значимости засчитываемые в страховой стаж.

    В литературе См. например, Вихров Д.Г. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения: дисс. канд. юрид. наук.- М. 2001. С.22; Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан РФ / Ю.Б.Корсаненкова // Вестник РГГУ.- 2013.- № 3(104).- С. 123 — 129. одним из недостатков Закона о трудовых пенсиях назывался отказ от зачета в страховой стаж ряда периодов, учитывавшихся при определении продолжительности общего трудового стажа.

    Так, за чертой страхового стажа остаются такие важные, социально значимые периоды, как подготовка к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; нахождение на инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, но не более 9 лет в общей сложности Указанные периоды включались в общий трудовой стаж, учитывавшийся при определении права на пенсии и их размеры, согласно Закону РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990.- № 27.- Ст. 351 (утратил силу).

    Тем не менее Законом о страховых пенсиях перечень периодов, засчитываемых в страховой стаж, пересмотрен не был. Законодателем была лишь увеличена общая продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитываемого в страховой стаж, с трех до шести лет в общей сложности (подп. 3 п. 1 ст. 12 Закона).

    Как и Закон о трудовых пенсиях, Закон о страховых пенсиях (подп. 2 п. 1 ст. 12) предписывает включать в страховой стаж лишь «период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности». Однако период получения пособия по временной нетрудоспособности и период временной нетрудоспособности во времени не совпадают.

    Работник получает пособие после окончания периода временной нетрудоспособности, т.е. когда он «закрывает» больничный лист и выходит на работу. Под периодом получения пособия законодатель, несомненно, имеет в виду период освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью, если за этот период полагалось получение соответствующего пособия Куприян С.В. Обязательное социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой: дисс. канд. юрид. наук.- М. 2005. С.136..

    Кроме того, при буквальном толковании рассматриваемого подпункта получается, что в страховой стаж может быть засчитан лишь период получения пособия по временной нетрудоспособности. Таким образом, получается, что период получения пособий по беременности и родам не включается.

    В свете вышесказанного, в целях совершенствования действующего законодательства, считаем целесообразным изложить подп. 2 п. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях в следующей редакции:

    «. период освобождения от работы, за который начислялось пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам».

    Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования пенсионного законодательства в части страхового стажа.

    31. Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение.

    В ФЗ от 15.12.2001 № 166 — ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" закреплено понятие трудового стажа. Трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Статья 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц выделяют общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. учитывая в календарном порядке. В общий трудовой стаж включаются следующие периоды: 1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; 2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; 3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; 4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; 5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; 6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

    Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством. К примеру в общий стаж не включены периоды: обучения, ухода за инвалидом 1 группы, престарелым, проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др. Отсутствие необходимой преемственности в регулировании трудового стажа старым и новыми законами влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения. Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производиться конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 г. что влияет на размер страховой части трудовой пенсии. Кроме того, общий трудовой стаж необходим в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих, когда у них выслуга составляет менее 20 лет. При наличии общего трудового стажа определенной продолжительности и соответствующих наград возможно получение звания "Ветеран труда" с предоставлением социальных льгот.

    10.Понятие и классификация трудового стажа.

    Трудовой стаж — время (продолжительность) трудовой или другой общественно-полезной деятельности работника. Является основанием для возникновения права на пенсионное обеспечение, отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности, а также в ряде случаев — заработной платы.

    Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.

    1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

    2. Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации, а также время работы или иной деятельности на разных предприятиях, если при переходе с одной работы на другую соблюдены установленные законом сроки.

    3. Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы).

    11.Общий трудовой стаж.

    Трудовой стаж — время (продолжительность) трудовой или другой общественно-полезной деятельности работника. Является основанием для возникновения права на пенсионное обеспечение, отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности, а также в ряде случаев -заработной платы. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж является трудовая книжка.

    Общий (в настоящее время-страховой) трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов.

    12.Страховой стаж.

    Страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также про­должительность некоторых «нерабочих» периодов, засчитываемых в страховой стаж и без страховых взносов в ПФР.

    Если человек работал, но работодатель (или сам человек) не уплачивал страховые взносы, этот период в страховой стаж не включается.

    В то же время существуют периоды, которые засчитываются в страховой стаж несмотря на то, что человек не рабо­тал.

    В страховой стаж включаются:

    периоды работы и (или) иной деятельности, выполняв­шейся на территории Российской Федерации лицами, застра­хованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

    периоды работы и (или) иной деятельности, выполняв­шейся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Рос­сийской Федерации, и при условии добровольной уплаты страховых взносов в ПФР.

    В страховой стаж засчитываются так называемые иные периоды, а именно:

    период военной, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

    период получения пособия по государственному соци­альному страхованию при временной нетрудоспособности.

    период ухода одного из родителей (как женщины, так и мужчины) за каждым ребенком до достижения им полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

    период получения пособия по безработице, период учас­тия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

    период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и пе­риод пребывания этих лиц в местах лишения свободы и ссыл­ке.

    период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, до­стигшим 80 лет.

    Источники: http://studbooks.net/1135333/pravo/strahovoy_stazh_pensionnom_obespechenii_grazhdan, http://xn--80aaivjfyj3e.com/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/obschiy-trudovoy-staj-ponyatie-yuridicheskoe-75143.html, http://www.studfiles.ru/preview/3648429/page:5/

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here